«Биология в школе». 1999. № 4. С. 9-12.

 

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ.

(К 250-летию со дня рождения).

С.В. Багоцкий

 

В наше время очень трудно представить себе человека, который сумел бы достичь высочайших вершин и в науке, и в искусстве, и в философии.

28 августа 1999 года мировая общественность будет отмечать 250-летие со дня рождения одного из таких людей - Великого Писателя и Великого Ученого Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832).

18 век породил по-видимому еще лишь одного человека такого масштаба - Михаила Васильевича Ломоносова. Как Ломоносов, так и Гете стояли у истоков научных революций. Их главная заслуга перед наукой заключалась не в конкретных научных результатах. Они первыми увидели мир глазами будущей науки - науки 19 столетия. А для этого недостаточно быть только ученым - нужно быть еще и поэтом.

И.В. Гете родился 28 августа 1749 г. в Южной Германии в городе Франкфурте в респектабельной буржуазной семье. "Я не могу забыть впечатления изумительного уюта, которое я получил при посещении дома Гете во Франкфурте. Еще до сих пор от этих комнат, окон, обстановки, веет довольством, какой-то закругленной законченностью, где ничто не говорит об избытке и роскоши, но нет никаких следов или намеков на бедность, где перед нами предстоит именно буржуазная домовитость крепкого среднего буржуа, патриция по месту, которое он занимает в городе, но ничем не напоминающая алчного беспокойства крупного капитала и его безвкусную роскошь." - писал в 1932 году Анатолий Васильевич Луначарский. Своими жизнерадостностью, озорством, интересом к самым разным проявлением жизни, влюбчивостью молодой Гете очень напоминал Александра Сергеевича Пушкина. Так же, как и Пушкин, молодой Гете увлекался радикальными идеями и мечтал об обновлении жизни. Вокруг Гете сформировался кружок молодых литераторов, весьма непочтительно относящийся к затхлым германским нравам. Этот кружок положил начало культурному и общественному движению, получившему название "Sturm und Drang" - "Буря и натиск", стремящемуся к политическому и культурного обновлению. Написанный 25-летним Гете роман "Страдания юного Вертера" открыл для немецкой молодежи мир романтических чувств. Подражая главному герою ""Страданий", молодые немцы в массовом порядке кончали жизнь самоубийством от несчастной любви, что, разумеется,  вызывало неодобрение более старшего поколения.

Но так же, как и Пушкин, Гете быстро менялся. Романтическое неприятие современного общества сменилось стремлением к более глубокому пониманию внутренней логики социальной жизни. А также - к пониманию внутренней логики природы. Молодой и романтичный Гете постепенно превращается в философа и ученого. 

Естественнонаучная деятельность И.В. Гете начинается в 80-е годы. И уже с самого начала этой деятельности мы видим, сколь сильно отличаются не только научные взгляды, но и сам подход к научной работе у Гете от его современников.

17-18 века - это время накопления фактов. Лишь в конце 18 века появляется стремление к формулировке глубоких обобщений.

Факты без глубоких обобщений были для Гете не слишком интересными. Ему, как пожалуй никому другому, было свойственно ощущение целостности природы, наличие внутреннего единства за огромным разнообразием фактов. Поиски этого единства и были, по мнению Гете, главной задачей естествоиспытателя.

Поиски кирпичиков, лежащих в основе всего сущего - любимое занятие естествоиспытателей 20 века. Хотя само понятие "естествоиспытатель", так же, как понятие "биолог", стало анахронизмом. Сегодня существуют такие научные специальности, как "молекулярный генетик", "физик-ядерщик" и т.д. Исследователи пытаются раскрыть молекулярные основы жизни и понять строение материи на уровне элементарных частиц.

Но поиск кирпичиков мироздания - это лишь одна сторона дела. Из кирпичиков нужно построить (хотя бы мысленно) прекрасное здание, включающее все многообразие природных объектов. А для этого нужно любить и ценить разнообразие. И в природе, и в культуре. Но для интеллектуала 20 века разнообразие не интересно. В отличии от Гете, для которого разбор природы на кирпичики был недостаточен: он стремился воссоздать из кирпичиков все многообразие реальной жизни.   

Естественнонаучная деятельность И.В. Гете включала несколько направлений.

Первое направление - анализ строения растений. Здесь И.В. Гете выдвинул фундаментальную идею, определившую развитие ряда областей ботаники более чем на сто лет. Это идея о частях цветка, как видоизмененных листьях, и о цветке, как видоизмененном побеге. Глобальный смысл этой идеи заключался в том, что за огромным разнообразием в строении растений стоят видоизменения относительно небольшого числа достаточно простых структур. Дело исследователя заключается не просто в описании строения организмов, но в его мысленном постоении из элементарных структур. А в трудно достижимом будущем - и в предсказании строения ранее неизвестных организмов.

И.В. Гете стал основателем новой отрасли знаний, которую он назвал «МОРФОЛОГИЕЙ". Морфология ставит своей целью анализ строения живых организмов и выявление некоторых общих законов, лежащих за многообразием растительных и животных форм. И даже кpисталлов. А вовсе не скучное описание строения растений и животных, как принято считать в наши дни.

В 20-м веке концепция листовой природы частей цветка была значительно модифицирована. С точки зрения современной ботаники плодолистики, тычинки и лепестки никогда не были вегетативными листьями. По-видимому, это видоизменения древнейшей, унаследованной от псилофитов структуры - оси. Оси, на которых располагались спорангии, дифференцировались, по-видимому, раньше, чем появились вегетативные листья. Но по большому счету И.В. Гете был прав - все многообразие строения растений порождено небольшим количеством видоизменяющихся в процессе эволюции структур.

И.В. Гете занимался не только морфологией растений, но и морфологией животных. В частности, морфологией скелета позвоночных. Он сформулировал т.н. позвоночную теорию черепа, согласно которой череп образовался в результате дифференциации передних позвонков. С точки зрения современной науки эта идея выглядит сомнительной. И, главное - труднодоказуемой. Но незримо стоящая за ней мысль о происхождении головного мозга путем дифференциации передней части спинного мозга, безусловно верна.

Почти у всех млекопитающих в черепе имеется межчелюстная кость. Но у человека она отсутствует. Исследовав большое количество черепов, Гете показал, что у некоторых людей межчерепная кость все-таки есть. Открытие этого атавизма легло в копилку фактов, послуживших основой для того, чтобы через 30 лет после смерти И.В. Гете выдвинуть мысль о том, что человек произошел от обезьяны.

Из предыдущих абзацов читатель может сделать заключение, что Гете придерживался эволюционистских взглядов. Неясно, так ли это. И.В. Гете избегал высказываний по поводу идеи эволюции и, по-видимому, не считал, что единый план строения различных живых организмов обязательно свидетельствует об их родстве. Тем не менее, эволюционный взгляд на мир был внутренне близок Гете. Прежде всего тем, что и Гете и эволюционисты воспринимали природу, как развивающееся целое.

Одним из первых И.В. Гете высказал мысль о том, что возраст Земли значительно больше библейских 7 тысяч лет. В геологическом споре между "плутонистами", объяснявшими формирование рельефа периодическими катаклизмами в недрах Земли, и "нептунистами", ставящими во главу угла медленные процессы, связанные с действием воды, воздуха и т.д., Гете решительно стал на сторону нептунистов. Он вплотную подошел к формулировке принципа актуализма, согласно которому эволюцию в далеком пpошлом двигали те же сами силы, которые мы можем увидеть и в наши дни.

Принцип актуализма для геологической эволюции сформулировал великий английский геолог Чарльз Лайелль (1797-1875), а его близкий друг Чарльз Дарвин распространил этот принцип на биологическую эволюцию.

Современная наука принимает принцип актуализма с определенными оговорками. Эволюция (как геологическая, так и биологическая) идет, по-видимому, очень неравномерно. Периоды быстрых и глубоких перестроек закономерно сменяются "эпохами застоя". Но в главном принцип актуализма оказывается справедливым: факторы эволюции действуют не только в прошлом, но и в настоящем.

Из принципа актуализма логически вытекает мысль о роли длительных промежутков времени в эволюции чего бы то ни было. Эта мысль весьма импонировала Гете и как естествоиспытателю и как политику (он занимал весьма ответственный пост министра при одном провинциальном герцоге, хотя государственными делами не слишком занимался - Гете ценили за то, что он создавал своему шефу имидж покровителя культуры). Идеал постепенного развития без катаклизмов весьма импонировал западному интеллигенту начала 19 века, уставшего от революций и войн и потому склонного считать, что "мир исчерпал лимиты на революции". Этот идеал pазделял и И.В. Гете, за что его многократно критиковали более молодые и более радикальные авторы.

Научной деятельности И.В. Гете посвящена обширная литература, среди которой особый интерес представляет большая работа Владимира Ивановича Вернадского.

В.И. Вернадский подчеркивает, что понятие "природа", столь широко используемое И.В. Гете, очень близко к современному понятию "биосфера". Прежде всего, тем, что Гете стремится увидеть взаимосвязи в природе и воспринимает природу, как Нечто целостное. Вернадский противопоставляет И.В. Гете математизированному механистическому естествознанию, начавшему после работ И. Ньютона свое триумфальное шествие. Стремление спрессовать природные явления в математические абстракции было глубоко чуждо Гете - он слишком любил многоцветное разнообразие мира.

По той же причине И.В. Гете была чужда и немецкая натурфилософия, пытающаяся понять природу, как воплощение философских категорий, за которыми постепенно исчезало конкретное содержание. Философские абстракции были И.В. Гете малоинтересны, хотя он очень хорошо понимал стоящие за этими абстракциями реальные проблемы. Этим Гете очень напоминал Александра Сергеевича Пушкина, который перевел идеи немецкой философии на понятный не слишком ученому русскому читателю язык художественных образов. Хотя никаких немецких философских трудов Пушкин, естественно, не читал.  

Взгляды И.В. Гете на природу и науку мы можем узнать не только из его научных трудов, но и из художественных произведений. И прежде всего, самого главного из них - "Фауста".

За какую сумму интеллигентному человеку не стыдно продать свою бессмертную душу Рогатому? Этот вопрос живейшим образом интересовал очень многих людей разной степени интеллигентности. И И.В. Гете попытался на него ответить. Его герой доктор Фауст заключает с Духом Зла деловое соглашение, согласно которому черт заберет его душу в тот самый момент, когда доктор сочтет, что он доволен собой и окружающей его действительностью и захочет почить на лаврах. А до этого Рогатый обязуется создавать Фаусту все условия для плодотворной деятельности в самых разных сферах - от науки до любви. И читатель гадает, за какую цену пойдет душа Доктоpа. Однако довести Фауста до состояния полного самодовольства оказалось очень нелегко.  

Одна из сюжетных линий "Фауста" - противопоставление двух типов научных деятелей c pазным отношением к науке. Для доктора Фауста процесс познания бесконечен: чем больше он знает, тем больше ощущает ограниченность своих знаний. А самое главное, понимает, что так будет всегда. Коллеге Фауста доктору Вагнеру свойственен иной взгляд на пpоцесс познания. Д-p Вагнеp уверен, что этот процесс конечен и добытые знания превращаются в форму "учений", т.е. некоей абсолютной и окончательной истины. А такие истины обязательно должны иметь своих жрецов, задача которых - не искать нечто новое, а пресекать разного рода превратные толкования.

Такая психология, к сожалению, весьма распространена среди двух категорий людей, имеющих отношение к наукам: среди преподавателей и среди верных учеников Великих Ученых (а равно Поэтов, Художников, Музыкантов и т.д.), преисполненных самодовольства по поводу своей принадлежности к Школе, но лишенных стремления к самостоятельному творчеству за пределами сформулированных основоположником Школы алгоритмов.

Если бы Черт заключил с доктором Вагнером сделку на тех же условиях, что и с Фаустом, то душа бедного доктора оказалась бы в когтях у Рогатого очень быстро. Но столь легкая добыча не прельщала Мефистофеля. А с Фаустом пришлось долго возиться, оставшись в конечном итоге, ни с чем.

Уже в самом начале книги И.В. Гете показывает нам многозначительную деталь. Гуляя в окрестностях родного города, уважаемые ученые увидели собаку. Вагнер не заметил в животном ничего особенного, в то время как Фауст сразу, хотя и подсознательно, почувствовал в его поведении что-то не совсем собачье. Последующие события показали, что Фауст был прав: ученые увидели не собаку, а Мефистофеля в собачьем облике. А у читателя появился материал для размышлений.

И Фауст, и Вагнер наблюдали одну и ту же картину. Но Фауст увидел значительно больше. И, главное, почувствовал, что увиденное плохо вписывается в традиционные представления о поведении собаки. 

По-видимому, в основе способностей к серьезным научным занятиям лежит умение увидеть проблему. Решение проблемы - это уже дело техники, которой можно научиться.

Человеческое сознание устроено таким образом, что оно склонно затушевывать наблюдаемые противоречия. И, тем самым, уходить от решения стоящих за ним проблем. Научным работникам, подобным д-ру Вагнеру, эта склонность свойственна в весьма большой мере. И поэтому от них вряд ли можно ожидать действительно крупных достижений: интересные проблемы они попросту не видят. Что, впрочем, никак не мешает подниматься вверх по лестнице научной иерархии.  

Во второй части "Фауста" мы видим новое направление деятельности доктора Вагнера: создание искусственного человека (Гомункулуса). Эта поражающая своей масштабностью задача вдохновляет исследователей и в нашем 20-м веке. Правда, называется она тепеpь по иному - проблема создания Искусственного интеллекта.

Д-р Вагнер видит лишь технические трудности решаемой задачи. И, разумеется, преодолевает их. Но дальше начинаются самые интересные проблемы, которые Вагнер и представить себе не мог.

Человек, хотя бы и искусственный, это не техническое устройство, поведением которого можно легко управлять. У Гомункулуса появляются свои потребности и одной из первых - потребность в полноценной, подлинно человеческой, эмоционально насыщенной жизни. И в конце концов он сам пpекращает свое искусственное и высокоинтеллектуальное существование, сгорая рядом с прекрасной Галатеей. Доказывая тем самым, что интеллект искусственным не бывает. Для него нужна настоящая, а не искусственная жизнь. Башня из слоновой кости, позволяющая талантливому интеллигенту воспаpить над гpешным миpом, по большому счету непpивлекательна для Гете.

Пpошли годы... Доктоp Фауст многое увидел и многое понял. И читатель с нетеpпением ждет, за какую цену Доктоp пpодаст наконец Чеpту свою бессмеpтную душу. Цена, вообще говоpя, понятна - счастливая Жизнь, котоpой Фауст будет доволен. Вопpос лишь в том, в чем такая Жизнь заключается.

В полном соответствии с тpадициями социалистического pеализма Фауст соглашается отдать свою душу  Духу Зла за возможность собственными pуками стpоить вместе с дpугими людьми общее счастье. Разнообpазная халява, пpедлагаемая Нечистой силой, его так и не пpельстила. Но Рогатый недолго pадовался выгодной покупке: небеса аннулиpовали сделку и душа Доктоpа Фауста вознеслась в pай. Поскольку пpоданная за такую цену душа в пpинципе не может достаться Чеpту; Бог ее никогда и никому не отдаст.

Говоpят, что за ту же самую цену в 1917 году pусский наpод пpодал свою душу Духу Зла. Что, впpочем, хаpактеpизует pусских людей с самoй лучшей стоpоны: цивилизованные соотечественники И.В. Гете, заключив сделку с коpичневым дьяволом, оценили свою душу значительно дешевле.

Но все это будет в сеpедине 20 века. А пока pаздpобленная Геpмания быстpыми шагами входит в кpуг Великих Культуpных Деpжав, достигших исключительных высот в науке, философии, литеpатуpе.

 

      

Hosted by uCoz